Детский логопед

Логопед

Родители, которым еще не приходилось сталкиваться с логопедией, ошибочно полагают, что обращаться к услугам логопеда следует в том случае, если ребенок к определенному возрасту не выговаривает некоторые буквы или не говорит вообще. Это – распространенная ошибка, ведь мы не любим ходить по врачам, и нам даже в голову не приходит обращаться к ним, если нас ничего не беспокоит и нам не нужно оформлять никаких справок, — мы ждем, пока нас «прижмет».

В данном случае, при оценке речевого развития ребенка мы, как родители, обращаем внимание только на то, насколько правильно малыш произносит звуки, и не спешим к логопеду, считая, что дело обстоит более или менее благополучно.

Логопеды – это не просто те, кто «учит правильно произносить, например, букву «Р». Работа логопеда распространяется на развитие связной речи, расширение словарного запаса, формирование умения составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики. Немаловажный эффект работы логопеда — развитие мелкой моторики ребенка.

Вы, наверное, неоднократно слышали о том, как психологи отмечают этот «пунктик» среди ключевых моментов раннего развития — это толчок к развитию головного мозга. Логопеды обучают правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки, готовят ребенка к усвоению грамоты.

При том, что мы с Вами стремимся реже обращаться за помощью к специалистам и решать все, по возможности, самостоятельно, мы еще и идеалисты: наш ребёнок должен быть самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. Как раз здесь и наступает время обратиться к логопеду, который поможет вашему малышу вовремя преодолеть все трудности, чтобы не возвращаться к ним в школе.

Патологий речи гораздо больше, чем мы знаем, если не вращаемся в медицинских кругах, а своевременное их выявление и коррекция в значительной мере упрощают процесс социальной адаптации ребенка в последующем.

Важно понимать, что только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указав на необходимость проведения специальных занятий, и дать подробную консультацию.

Малыш растет, и его «агу» начинает видоизменяться, что часто воспринимается нами как само собой разумеющееся. Мы не задумываемся, что речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления.

Посмотрим на проблему в другой плоскости: ребенок абсолютно нормальный, он не глупый, но у него есть проблемы, которые надо преодолеть, как мы уже говорили, вовремя, чтобы они не стали препятствием для социализации, полноценного развития и эффективного обучения.

Однако, необходимо учесть, что в ряде случаев, чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Существует еще одно заблуждение: все недостатки раннего развития исправятся сами собой, когда ребенок «израстет», станет постарше.

Именно родители, в конечном итоге, будут нести ответственность за судьбу своего ребенка (хотя бы перед ним самим). Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, — даже за консультацией. Своевременная помощь сбережет Вам нервы и, возможно, сделает вашего ребенка более успешным.

Учтем и тот факт, что малейшие недостатки в развитии речи могут привести к трудностям освоения чтения и письма. В результате потенциально смышленый и талантливый ребенок может отставать в обучении.

Итак, логопедическая помощь требует серьёзного отношения. Теперь поговорим о тех признаках проблем, которые Вы можете заметить самостоятельно:

Во-первых, неразборчивая речь, то есть его понимают только те, кто с ним регулярно контактирует. Ребенок многие звуки произносит мягко, как маленький, или преобладают твердые звуки, как-будто у него акцент. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук — выходит воздух как бы вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит по-английски — в положении «язык между зубами»; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит по-французски. У него красивый грассирующий звук.

Во-вторых, в 2 года не отвечает на вопросы взрослого, не говорит словами и предложениями из 2-3 слов.

В-третьих, в 3 года не начинает употреблять сложные придаточные предложения, не появляются вопросы: где, куда, почему, когда, некорректно показывает и называет цвета (красный, зеленый, синий, желтый) и формы (круг — шарик, квадрат — кубик, прямоугольник — кирпичик, треугольник — крыша);

В-четвертых, к 3-4 годам ребенок не различает слогов в слове; искажает слова до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не проговаривая все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово каждый раз по-разному.

В-пятых, к возрасту 5 лет у ребенка не сформирована связная речь: налицо затруднение в составлении предложения, ребенок не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует очень короткие предложения.

В-шестых, к 5-6 годам нарушена общая структура речи: ребенок не может правильно построить предложения, согласовать слова в роде, числе и падеже, корректно использовать предлоги и союзы.

В-седьмых, в 7-8 лет налицо нарушения письма и чтения (пропуски, замены букв в словах, длительный период послогового чтения и др.)

Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к долгому кропотливому труду: Вам и самим придется работать над ними, и без помощи логопеда не обойтись. Не унывайте! Прежде всего, Вы – пример для Вашего ребенка во всем! Ваша правильная речь станет стимулом для него в его непростом пути. Старайтесь больше разговаривать с малышом — просто обсуждайте все, что видите и делаете, больше описывайте, вместе читайте надписи, газеты, книги, учите стихи — положительный результат обязательно будет.

Помните, самое благоприятное время для коррекции речевых недостатков у детей — дошкольный и младший школьный возраст (4-7 лет).

Мы ждем Вас и Ваших детей на занятия с логопедом! Будем рады помочь Вам!